Новосибирск -11.7 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Образование

Дети с аутизмом учатся общаться в новосибирской школе

Дети с аутизмом учатся общаться в новосибирской школе
Фото Никиты Давыденко
Утро Саши Бондаря начинается, как и у многих первоклассников, рано. Нужно позавтракать, одеться, пойти в школу. Обычная для многих российских семей картина. Но для семьи Бондарь еще недавно она была немыслимой — ​с тех пор как в возрасте двух лет Саше поставили диагноз «аутизм», казалось, путь в общеобразовательную школу для него закрыт. Дети с таким диагнозом боятся большого скопления людей, а каждый новый человек в их окружении вызывает приступы паники.

Волшебнй День знаний

Семьи, где растут дети-аутисты, имеют ограниченный круг общения. Их малыши, сохраняя острый ум и хорошие интеллектуальные способности, с трудом находят общий язык с окружающим миром, а потому таких детей редко отдают в обычные сады и школы — родители занимаются с ними дома сами, приглашают частных педагогов или обучают в специальных группах, где учатся такие же аутичные дети. Многие мамы и папы объединяются — так легче проводить занятия, пробовать новые методики. Семья Бондарь не исключение: вместе с другими родителями детей-аутистов они организовали некоммерческую общественную организацию «Атмосфера». Ежедневно занимаясь с ребятами, они мечтали о том, чтобы их дети пошли учиться в обычную школу.

В то время как в Европе и США это давно стало нормой, в нашей стране такая форма обучения казалась невозможной. Но идею общественников поддержали. Центр прикладного анализа поведения НГУ занялся подготовкой специалистов для работы с особенными детьми. Гимназия «Горностай» стала площадкой для обучения детей. Фонд помощи Авдотьи Смирновой «Выход» выделил средства для реализации проекта. Родители-общественники также получили грант от министерства региональной политики на обучение специалистов-тьюторов и обустройство класса: теперь под потолком ресурсного класса раскачивается гамак, на мягком ковре стоят кресла-пуфы, а парты разделены специальными перегородками, чтобы дети не отвлекались во время личных занятий.

И вот 1 сентября Саша Бондарь и еще четыре мальчика-аутиста вместе со своими обычными сверстниками стояли на торжественной линейке перед гимназией «Горностай» и держали в руках букет цветов для первой учительницы.

— Я никогда не представлял, что мой сын может пойти, как любой другой ребенок, в школу. Хотя Саше трудно общаться со сверстниками, он к ним тянется. Он очень любит проводить время со своим двоюродным братом. И мы всегда хотели, чтобы он развивал навыки общения в обычной школе, — рассказывает Евгений Бондарь, Сашин папа. — И когда 1 сентября мы всей семьей пришли на линейку, как и другие семьи, я не мог сдержать слез, это совершенно волшебное чувство!

Вот уже два месяца Саша посещает ресурсный класс. Пока ресурсный… Первое время аутята занимаются отдельно от обычных ребят — так им проще освоиться, привыкнуть к новой обстановке, а ведь именно смена обстановки и окружения — главный раздражитель для таких малышей. Активные и веселые дома, они замыкаются в обществе, уходят в себя. Поэтому у каждого в классе есть «свой человек» — персональный наставник-тьютор. Он помогает детям не отвлекаться от урока, подбадривает и успокаивает в случае эмоциональных вспышек. Каждый тьютор прошел специальное обучение: это и педагог, и психолог, и медик в одном лице. Учителя — а он в классе один — тоже готовили к проекту. Теперь он знает, что с каждым из этих детей нужно заниматься индивидуально, выстраивать свою программу. Вот педагог подходит к Саше, показывает картинки и спрашивает, что мальчик видит на них. «Зайчик несет подарок ежику, а лисичка собирает грибы», — рассказывает Саша. «Молодец!» — кивает головой учитель и вручает награду — специальную карточку-галочку и наклейку с оценкой.

DNE_1334.jpg

Вроде бы вопросы совсем не на уровне первого класса, с таким заданием и дошкольник бы справился. Но главное для аутистов научиться общению. Вопреки стереотипам счет и чтение даются таким детям легко, намного сложнее — умение делиться с другими людьми своими мыслями.

Уроки толерантности

Казалось бы, зачем таким детям идти в общеобразовательную школу? Строили бы для них отдельные учебные заведения, и проблемы не было. Однако практика показывает, что включение в обычный класс дает свои результаты — постепенно, шаг за шагом, приобщаются к жизни. И опыт «Горностая» это подтверждает: прошло всего два месяца занятий, а некоторые ребята из ресурсного класса уже начали посещать занятия с обычными детьми.

Дети пошли в обычный класс не просто так, к этому событию их готовили: предупреждали, что часть уроков они будут заниматься в общем классе, где будет много детей, рассказывали, как зовут учительницу, показывали ее фотографию, — говорит Елена Колесникова, учительница ресурсного класса. — Ведь самый большой стресс для таких детей — незнание того, что будет происходить дальше.

Готовили и будущих одноклассников детей-аутистов, и их родителей. Многие опасаются таких особенностей: мол, аутисты могут быть агрессивными или эмоциональными вспышками испугают других детей. Все эти страхи развенчали, провели собрания, объяснили модель обучения и растолковали проблемные вопросы.

Через управляющий совет мы познакомили всех родителей с этой программой и не встретили сопротивления родительского сообщества. Наши педагоги, особенно младшей школы, тоже отнеслись с пониманием. Изначально была определенная тревожность, но теперь прошла, ведь уже два месяца дети занимаются, и негативных сигналов у нас нет, — пояснила директор образовательного центра «Горностай» Ирина Путинцева.

У родителей было опасение, что учительница будет много внимания уделять аутистам, а на обычных школьников времени не останется. Но, узнав, что тьютор будет сопровождать ребенка на каждом уроке и индивидуально объяснять то, что он не понял из рассказа учителя, убедились, что помехой для других учеников аутисты не станут.

Основная проблема — недостаток информации, из-за незнания особенностей этих детей многие их боятся. Но нам все подробно рассказали, поэтому страха у нас не было, — говорит Екатерина Залонова, мама одного из одноклассников Саши Бондаря. — Напротив, родители с энтузиазмом поддержали идею совместного обучения, потому что так наши дети становятся более толерантными и коммуникабельными.

Пока что ученики ресурсного класса посещают лишь несколько уроков в день, но постепенно дети будут все больше времени проводить со своими новыми одноклассниками. В идеале они смогут посещать обычные классы без поддержки и постоянно — это основная цель проекта. Опыт зарубежных стран показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, дома или в классе с такими же, как он, детьми, но можно получить в обычной жизни, где перед ребенком постоянно встает необходимость «собираться» и решать новые задачи. И создание именно таких классов, где аутисты занимаются вместе с обычными детьми, но при этом есть тьютор, который персонально объясняет им программу, — первый шаг на пути к социализации необычных детей в обычной жизни.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №43 от 27 октября 2017 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

23.12.2024 ОБЩЕСТВО

Особая забота о здоровье граждан репродуктивного возраста, дополнительные выплаты, жилищное обеспечение молодых семей – эти и другие мероприятия актуализированы в программе, направленной на повышение рождаемости в регионе. Соответствующие изменения утверждены 23 декабря на заседании Правительства Новосибирской области, прошедшем под руководством губернатора Андрея Травникова.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: